Двухдневная велопоездка в Шалахово (природный заказник

Скатался в Шалахово посмотреть цапель.

Туда: Покров — Марково — Мануйлово — Бывшая пл. Белавино — Чукаево — Шатурторф — 12 Поселок — Шатур — Большое Гридино — Фролково — Шалахово.
Обратно: Шалахово — Пешур — Верейка — Лесково — 21 Поселок — Ст. Шатурторф — Софряково — Савинская — Снопок — Дубровка — Покров.

Что запомнилось:

Марково — Мануйлово, дорога в целом в приемлемом состоянии, в одном месте только система канав переходится по шатким полусгнившим бревнам, я не рискнул со своим грузом, а пробрался рядом по какой-то заросшей крапивой плотине — не совсем посуху, но зато плотина плотная и достаточно широкая, чтобы провести велосипед, с нее точно не завалишься, в отличие от шатких бревен. Металлический мост у трех канав открыт и в хорошем состоянии. Река Сеньга проходится только вброд (глубина была сантиметров 40).

Никольский источник (ближайший ориентир — река Кривечка) действует, хотя, видимо, не пользуется популярностью — в воде плавает всякий мелкий природный мусор, поэтому пробовать воду не стал. Рядом беседка для отдыха — можно перекусить в теньке.

Узкоколейки и станции Белавино давно нет. В одном месте удалось найти на дороге останки деревянных шпал. У бывшей платформы Белавино сохранилось несколько домиков (вроде даже кто-то там ходил на участке). В остальном место напоминает таежную глухомань, хоть и до асфальтовой дороги — менее километра.

В купеле родника у СНТ «Рубин» (д. Красное) вода ледяная даже в июне. Людям с проблемным сердцем не советую лезть туда без присмотра — после трех кунаний с головой меняется сердечный ритм и становится трудно дышать, но потом сразу появляется ощущение «обновления» и легкости во всем теле.

Торфоозера за Шатурторфом — живописные. Хороших пляжей для купания мне не попалось, а места ноги помочить — можно найти.

С СНТ Росинка-1 на Шатур дорога завалена многочисленными деревьями. Комарье особо злое, только остановишься, сразу облепляют с головы до ног. А останавливаться там часто придется… Пришлось надевать непрокусываемые штаны и куртку с капюшоном, иначе живым не выбрался бы — такой дикой и агрессивной атаки я уже давно не видел. Дорога под ЛЭП — хорошая, без завалов, там снял куртку и штаны, потому что в них жарко и потеешь.

В Шатур’е мост через реку действительно разломан. Село жилое, несколько жителей видел на улице. Помню, 15 лет назад, когда я приезжал сюда на веле в последний раз, место считалось «мистическим», труднодоступным и затерянным в непроходимых лесах. Сейчас же я воспринимал его как обычное село — всего-то 3 км от ближайшего СНТ. Ради интереса сравнил старую и новую фотографии колокольни — изменения практически не заметны, даже березка, что растет на крыше, как будто бы не выросла вовсе.

Шатур — пов. на Горки — лесная дорога с намеками на грязь и ямы, на деревьях висит реклама местного тракториста с лозунгом «чем круче джип, тем дальше идти за трактором…». На велосипеде в целом едется неплохо в сухую погоду, но лужи объезжать придется.

Горки — ур. Кулаково — дорога вдоль болот с несколькими заболоченными местами и бродом (есть возможность перебраться всухую по трем бревнам). Дорога ур. Кулаково — Верейка в хорошем состоянии с обоих строн, но наскозь я ее не проезжал.

Ур. Кулаково — Б.Гридино — заброшенная никем не хоженная (судя по отсутствию следов) «дорога» с многочисленными поваленными деревьями (десятки-сотни!!!), несколько низинок с липкой жижей, которые не обходятся вчистую из-за густого кустарника по краям. Комарье совсем одичалое, дышать трудно — если дышишь носом — они засасываются в ноздри, если ртом — потом приходится отхаркивать их. Снова пришлось обливаться потом в непрокусываемых куртке с капюшоном и штанах. Пожалуй, это одна из самых неприятных дорог, на которую не хочется возвращаться никогда. У меня было туристическое снаряжение, поэтому просто перекинуть велосипед через многие толстые деревья, упавшие «не до конца» я не мог, приходилось обходить лесом. Особенно опасны в этом плане сосны, потому что их частокольные обломанные веки вечно лезут в спицы, или цепляются за цепь, или пытаются разодрать сумку — и во многих случаях, когда с «голым» велом я пролез бы и между ветками, с сумкой было безопаснее обходить весь упавший ствол вокруг через лес, ища кратчайшие пути между кустарниками, что иногда тоже было непросто. От ур. Кулаково в Б.Гридино вела еще какая-то дорога, не показанная на картах. Я ее сначала счел более перспективной, но, поскольку до захода солнца оставалось мало времени, а мне еще предстоял немалый путь впереди, я не рискнул ее проверить до конца. Когда она вышла на вырубку, на ней местами стояла вода, а потом она и вовсе терялась в вырубке. Ехать там не получалось, и я счел, что чем дальше по ней пройду, тем дольше придется возвращаться обратно в Кулаково, если дорога совсем закончится в конце вырубки. Поэтому и была выбрана абсолютно мерзкая дорога, но которая хотя бы на карте была отмечена как дорога. Сейчас же, рассматривая спутниковые снимки, прихожу к мысли, что альтернативная дорога через вырубку, не показанная на картах, тоже вывела бы меня в Б. Гридино, может даже с меньшими затратами сил. Поскольку на спутниковом снимке нет этой вырубки, логично предположить, что дорогу «испортили» только на этой свежей вырубке, а дальше она продолжается как обычная лесная дорога.

В заказнике Цна большая часть дорог, кроме пары основных «магистральных» дорог, завалены многочисленными деревьями, и, похоже, никто не намерен их убирать. «Диагональная» дорога из Курбатово в сторону Шалахово оказалась завалена, и там длиный разлив воды с затопленными колеями глубиной местами выше колена (наверняка объезжается другими более длинными дорогами, но у меня не было времени выяснять, так что пришлось форсировать). Хороший сюрприз на ночь получился — освинячился и продолжил путь с мокрыми грязными ногами и штанами.

Шалахово после захода солнца выглядит жутковато с руинами деревянного дома. Думал, заночевать там вместе с призраками, но я затеял эту поездку, чтобы сфотографировать цапель, а до них нужно было проехать еще немного. Дорога Шалахово — цапли — рыбхоз тоже оказалась заваленной упавшими деревьями. Я лишь приблизительно знал, где могут быть цапли, и хотел подъехать к тому месту поближе, так как они обычно очень рано утром начинают летать (около 4-5 утра), а потом куда-то деваются, но из-за некачественных заваленных и грязных дорог не сумел доехать до цапель вечером. Стемнело уже настолько, что в лесу не было видно тонких веток деревьев, и, когда какая-то ветка, которую я не видел, прошлась по моему лицу, я решил, что цапли-цаплями, а зрение дороже. Вернулся на ближайшую лесную проплешину рядом с канавой, где еще было хоть что-то видно благодаря лунному свету, там и устроился на ночлег. Место по виду выглядело как популярное у отдыхающих — сильно замусоренное, хотя мусор, в основном, был свален в кучи на какой-то старой заброшенной дороге. Не очень хотелось там оставаться, но в моем случае продолжать поиск лучшего места для ночлега уже не представлялось возможным из-за отсутсвия видимости в лесу за пределами полянки, а привлекать к себе внимание фонарем я не хотел — мало ли психов с ружьями бродят по лесу после захода солнца… ведь таблички о запрете охоты там все расстрелянные. Водохранилище было отделено канавой с водой и кустарником. Пробраться туда цивильным образом я возможности не нашел, но кто-то в своей истории писал, что переплывал канаву вплавь, чтобы посмотреть на водохранилище. В моем месте канава была грязная и болотистая, так что мне идея переплывать ее совсем не понравилась — не было возможности потом отмыться от водорослей и высохнуть на ночь, учитывая, что и температура уже снизилась до 10 градусов. Насладиться видом на водохранилище я мог только через ветки деревьев, растущих между канавой и водохранилищем.

Спалсь плохо. Может и не заснул даже, но ворочился несколько часов до рассвета. Со стороны водохранилища шел какой-то странный гул, да еще и лягушки оглушительно «пели» в канаве. Буквально вымучивал каждый час до рассвета, чтобы встать пораньше, позавтракать и уехать оттуда. Есть места, где наоборот хочется задержаться подольше перед отъезом — насладиться красивыми видами, но это явно не оно. Встал совсем рано недовольный и неотдохнувший. В качестве награды за страдания цапля все же пролетела надо мной несколько раз, удалось даже ее сфотографировать. Фотографировать птиц там было сложно, поскольку практически нет мест с широким открытым небом — пока нацелишься и сфокусируештся, цапля уже скрывается за деревьями.

В общем, собрался, поехал искать гнезда. Нашел. В прошлый день не доехал метров 300 до них. Гнезда все пустые, видимо, птенцы уже выросли и улетели. Самих цапель я тоже рядом с гнездами не видел. Может это были брошенные в предыдущие годы гнезда, а новые были где-то в другом месте, но этого я не узнал, потому что цапли уже к тому времени не летали и не крякали, и найти их было невозможно. С чувством невыполненной миссии я решил возвращаться — время шло, а километры обратного пути не уменьшались. Выбрался на дорогу в рыбхоз, а она перегорожена шлагбаумом с колючей проволокой. Водохранилища и отсюда не видно. Можно, конечно, пролезть через ограждение, но те, кто такие вещи устанавливают, гостям обычно не рады, по крайней мере бесплатно. В общем, какое-то негативное отношение у меня осталось к этому месту — в мыслях было что-то вроде «да ну их всех нафиг, есть и более интересные и дружелюбные места».

Дорога от рыбхоза в Шалахово севернее той, по которой я ломился вечером — нормальная, без упавших деревьев. Поэтому, кому надо на цапель, лучше ехать северной дорогой на рыбхоз, а оттуда уже на цапель — так будет меньше приправленных пОтом страданий.

В Шалахово днем не так жутко, как вечером. Посетил еще один сильно заросший уже высокими деревьями деревянныый дом, тоже почти разрушенный (с дороги его не заметишь). Стены под обоями там были обклеены советскими газетами «Правда» за 1976-1977 года — сейчас даже смешновато читать, как и о чем тогда писали… Главная статья номера — ЦК КПСС принял постановление о повышении роли устной политической агитации в выполнении решений XXV съезда КПСС. Интересно, купил бы кто-нибудь такую газету сегодня?

Дорога Шалахово-Пешур и далее — нормальная, без упавших деревьев.

Верейка — Чадлево по узкоколейке — состояние в целом на четверку, но посередине канава без моста. На машинах там уже не ездят насквозь, а на велосипеде и пешком канава проходится всухую (воду в канаве «отплотинили» всяким хламом). Перед Чадлево — недлинная, но зарастающая тропа по полю.

СНТ Росинка-3 — Поздняки — не очень приятный щебень, причем с многочисленными одиноко лежащими камнями, то есть велосипед на них постоянно наезжает и «спрыгивает», очень некомфортно, скорость близка к минимуму. У меня там развалились пластиковые крепления крыльев, пришлось что-то колхозить. Между болотами у 19-поселка имеется пролив с бродом, непоказанный на карте. Пешком и на веле кое-как можно пройти по накиданным хаотично бетонным штукам и прочему хламу, не помню уже, совсем по суху, или немного сыро — я был в шлепках, так что мне немного промочить ноги было без разницы, главное, чтобы до втулок и сумки со снаряжением не доходило.

Софряковское водохранилище красивое, есть заходы для купания, но нормальных пляжей не заметил. Остановился на перекус и отдых.

Новониколаевка. Наконец, нашел местный родник. Много лет проезжал мимо и понятия не имел, что он там есть.

Перед СНТ «Альбатрос» из-за накопившейся усталости скорость начала падать, а ехать еще далеко. Видимо, сказывалось и то, что не спал ночью. Отъехал в сторонку, чтобы полежать минут 20 и отдохнуть. Вроде помогло.

В Дубровке, поле южнее перегородили какими-то столбиками с натянутыми толстыми веревками. Через это поле проходит дорога из Дубровки на Дубровицкую канаву. Веревки на дороге подрали с обоих сторон поля, и, судя по следам там ездят нередко, но если новые хозяева территории решат проблему незванных гостей более сурово, однажды можно будет упереться в какой-нибудь металлический забор. По информации ограждение объезжается по новой дороге с восточной стороны поля, но я еще не пробовал, и на картах этой дороги пока нет.

Резюме.

Маршрут оказался для двух дней чуть длиннее, чем хотелось бы, даже несмотря на затяжные «халявные» фрагменты по асфальту. Как-то все получилось второпях, и даже при этом в первый день не успел добраться к цаплям до полной темноты, а во второй — вернулся в 9 вечера, хотя почти не спал и выехал с места ночлега уже в 6:20. Самое обидное, что цель поездки меня разочаровала: заказник Цна встречает посетителей убитыми грязными дорогами, заваленными многочисленными деревьями, к водохранилищу бесплатного доступа нет, даже для того, чтобы просто посмотреть или сфотографировать (видимо, местный рыбхоз боится, что у них всю рыбу разворуют). Цапли вроде как где-то там есть (жилые гнезда я не видел), только вот сфотографировать пролетающую сверху цаплю в тех местах очень трудно, поскольку деревья растут густо, и нет мест с широким обзором неба, как, например, в Москворецком пойменном заказнике. Возможно, для местных это и неплохое место для прогулок, да и по пути куда-то можно заехать, но не уверен, что это достойная самодостаточная цель, чтобы ехать именно туда за сотни километров. Субъективно, не то это место, куда я хотел бы когда-нибудь вернуться, но чтобы это понять, нужно было съездить… У меня возникло впечатление, что завалы на дороге к цаплям специально не разгребают, чтобы уменьшить количество потенциальных посетителей. Но и такая позиция понятна — чем менее пригодны дороги для автомобилей в лесу, тем меньше там будет мусора, меньше браконьеров, меньше поджигателей и меньше проблем в целом…

Leave a Reply